В 1995 году американец Макартур Уиллер совершил предерзкое ограбление сразу двух банков. Он даже не пытался спрятать свое лицо, а потому во всей красе был запечатлен камерами наблюдения. Грабителя показали в вечерних новостях, и уже через час его задержала полиция.
Когда за Уиллером пришли, он изумился:
— Но я же намазал лицо лимонным соком!
Незадачливый преступник искренне верил, что такая нехитрая манипуляция сделает его невидимым для видеокамер.
Этот курьезный случай вдохновил психологов Джастина Крюгера и Дэвида Даннинга на серию экспериментов. Ученые решили проверить свою гипотезу, которая гласила:
Некомпетентные люди не могут осознать свою некомпетентность, поскольку недостаточно компетентны для этого.
Свои опыты психологи традиционно решили поставить на голодных американских студентах. И вот что получилось:
Эксперимент №1.
Сперва студентов попросили оценить свое чувство юмора. Затем им раздали по 30 шуток и предложили поставить им оценку по 11-бальной шкале (1 балл – совсем не смешно, 11 баллов – очень смешно). Для контроля психологи использовали оценки этих шуток известными комиками.
Выяснилось, что студенты, которые гордились своим чувством юмора, плохо отличали смешные шутки от несмешных. А те, у кого действительно было чувство юмора, свою самооценку занизили.
Эксперимент №2.
Студентов усадили решать логические задачи. На этот раз их попросили не только оценить свои способности, но сравнить себя с однокурсниками. Также студенты должны были предсказать, насколько хорошо они справятся с заданием.
Результат оказался все тем же: способные студенты проявили скромность, а неспособные поставили себе высокие баллы.
Эксперимент №3.
Следующим был тест по английской грамматике. Эксперимент проходил так же, как и предыдущий, но с одним отличием: после теста студентам показали решения других участников и попросили поставить им оценку. Затем предложили еще раз оценить свои способности. И тут выяснилось что:
«Отличники» после знакомства с чужими работами повысили свою самооценку. А вот самооценка двоечников не изменилась и по-прежнему оставалась высокой.
«Отличники» давали чужим работам более точную оценку, чем «двоечники».
Эксперимент №4.
Дальше шли уэйсоновские задачи выбора. Например, студентам показывали четыре карточки:
На одной стороне карточек всегда были напечатаны буквы, а на другой – цифры. Участникам сообщили правило: «Если с одной стороны карточки гласная буква, то с другой — четное число». Затем спросили: какие карточки нужно перевернуть, чтобы узнать, соблюдается ли это правило?
(Попробуйте решить эту задачу самостоятельно).
Когда студенты ответили, их снова попросили оценить свои способности. И результат, разумеется, был таким же, как и раньше.
После этого психологи разделили испытуемых на две группы. Первую группу усадили решать тест, который с задачей был никак не связан. А для второй группы ученые провели мини-курс по формальной логике. В результате у студентов из второй группы оценка своих способностей стала более точной.
Итак, что же выяснили психологи в результате этих экспериментов?
Некомпетентные люди не могут правильно оценить свою компетентность (что и требовалось доказать).
Некомпетентные люди не могут правильно оценить компетентность других.
Если компетентность человека повысилась, то и его самооценка становится более объективной.
Так было открыто новое когнитивное искажение, которое назвали «эффектом Даннинга-Крюгера».
В 2000 году Даннинг и Крюгер получили за свое открытие Шнобелевскую премию, которую вручают за самые сомнительные научные достижения. Например, вместе с американскими психологами награду получили:
Нидерландские медики, за томографию гениталий во время полового акта.
Программист Крис Нисвандер, за программу, определяющую, когда по клавиатуре ходит кошка.
Но это вовсе не значит, что открытие психологов было бесполезным. Во-первых, Даннинг и Крюгер научно доказали то, о чем всегда догадывались мыслители прошлого
Во-вторых, они снова привлекли внимание к такому неисчерпаемому явлению, как человеческая глупость