Добрый день, уважаемые энтузиасты автомобильного звука!
Заметил обсуждение APL1 в теме про предусилители и решил, что надо заполнить некую информационную пустоту.
Будьте знакомы, APL1 – эквалайзер для точной настройки АЧХ и ФЧХ автомобильных аудио систем. Основы идей описаны в статье журнала Авто Звук. Александр уже ссылки давал.
Если в двух словах описывать работу системы, то, сперва, делаем измерения в салоне автомобиля используя компьютер, программу измерения APL Workshop, звуковую карту и измерительный микрофон. Обрабатываем результаты и получаем частотную кривую работы громкоговорителей, или излученную звуковую мощность в салон автомобиля. Используя эту кривую, создаем кривую эквалайзера. Загружаем полученную кривую в прибор APL1, включаем прибор в путь звукового сигнала и оцениваем результаты. Как правило, надо вносить «вкусовые» поправки. Это можно сделать, как при созданий кривой эквалайзера в программе измерения, так и параметрическим эквалайзером, при загрузке кривой в APL1.
Есть возможность корректировать кривые ГВЗ и ФЧХ, но это пока требует «ручной» работы и углублённого понимания дела.
Красота решения кроется в двух вещах. 1. Очень точное измерение, соответствующая восприятию звука нашим слухом, а не микрофоном в одной точке (микрофон более «капризный» и показывает «проблемы», которых нет). 2. Исключительно точная реализация кривой коррекций КИХ (FIR) фильтром. Пока мне неизвестен ни один промышленный продукт воплощающий это.
КИХ (FIR) фильтр даёт очень большую свободу в созданий кривых, но и требует новых знаний. Так, например того, что делает КИХ фильтр, если в него загрузить коэффициенты 0 0 0 0 0 0 1 0 0? Хотя пугаю. Для получения основных результатов, этого не надо.
Автомобильное решение выросло из многолетнего «концертного» применения.
О “про” делах и технических тонкостях можно прочитать тут:
http://forum.show-ma...topic17705.html И был вопрос по поводу вычислительных мощностей.
Спасибо современным технологиям FPGA, дающим виртуально неограниченную мощность параллельных вычислений, позволяющие реализовать большие фильтры КИХ относительно доступно.
Описания некоторых инсталляций:
Сергея Дубинина
http://www.avtozvuk....2012/01/084.htmBMW 528 F10 -
http://www.bluesmobi...news&Itemid=111Для просвещенных в деле, есть хорошая новость, что новая версия прибора может запомнить до 16 вариантов коррекций, которых можно выбирать простым переключателем. Зачем это, спросите у «гонщиков» по авто звуку : )
Для мультимедиа 5.1, был создан шестиканальный прибор APL3m. Пока в единственном экземпляре Сергею Дубинину.
Есть что рассказывать в плане соревнований, но как-то не понял, прилично ли это тут и в какой форме.
И отвечу на некоторые вопросы.
Измерение одного канала занимает одну минуту. Если это делать на заводском конвейере, то 2 мин. на машину : ) Но в практике, со всей подготовкой и коммутацией, проверкой, подстройкой уходит на много больше. В зависимости от доступного бюджета времени...
Перед тем как пользоваться АПЛом, в звуковой системе надо навести порядок, сколько уж позволяют доступные средства. Противофазы и ненастроенный кроссовер эквалайзером править глупо. Но измеренная кривая АПЛ покажет ситуацию, и сами будете определять, можно ли что подправить паяльником и отверткой или нет.
На сколько можно «самостоятельно» работать с АПЛ? Можно, но нужна подготовка. Если Вы настраивали свой процессора или старались что-то померить анализатором обыкновенным, то Вы сможете овладеть АПЛом без труда. Но, а если не знайте что такое фантомное питание микрофона, то будет трудней.
Известно, что промышленность очень уж экономит на качестве автомобильных процессоров и были попытки уговорить меня сделать хороший процессор. Но если большие игроки рынка не видят возможности зарабатывать процессором высокого качества, то мне будет трудней. Однако, для экзотических инсталляций, можно «собрать» процессор из нескольких АПЛ – по количеству полос.
С уважением,
Раймонд Скурулс
p.s. Набралось-ка в этом топике большое количество постов, разбавляющие существенную информацию и затрудняющие её нахождение. Потому, с помощи Евгения, выбрал всё существенное и объединил в одно место. Получился некий FAQ. Так что, есть возможность не мучиться с 26+n страницами ... : )
Прошу - http://www.bluesmobi...topic=6&Itemid=