Вопрос про влияние формы ящика на звук
#1 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 09:43
Однако в процессе работы возникло следующее опасение: а не будет ли ящик нетрифиальной формы давать искажения АЧХ?
Ящик будет представлять собой три обьема, основной около 2-2,5 литров(самый большой, котором стоит дин), еще один поменьше около 1,5литров и самый маленький около 0,5литра. Все три обьема соединяются как бы звездой. Сечение в месте соединения примерно с поперечку кулака.
Вот стало мне заранее интересно, могу ли я с такой формой ящика поймать какое-нибудь гавнелиновое явление типа гула какого-нибудь или типа того?
Есть ли по этому вопросу какой-нибудь опыт?
Если принять что форму ящика не изменить, то возможно ли снизить паразитные явления в ящике (если таковые будут) каким-либо заполнением?
Питер
#2 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 09:57
#3 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 10:07
Максимально жесткие и глухие стенки хитро-мудрых ящиков спасут отца русской демократии от резонансов и их следствий - гавнелина. Когда-то в прошлом веке кто-то между слоев стеклоткани сыпал дробь свинцовую, седьмой номер ...
Ящики будут выклеиваться из стекломата. Говорит ли что-нибудь опыт по поводу того, начиная с какой толщины (или со свольки слоев стекломата 0,5мм) наступает благодать?
Питер
#4 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 10:17
Дык, огласите частотный диапазон и планируемую мощность (или планируемый ход диффузора).Ящики будут выклеиваться из стекломата. Говорит ли что-нибудь опыт по поводу того, начиная с какой толщины (или со свольки слоев стекломата 0,5мм) наступает благодать?
Для СЧ (250-5000, 50вт)и 3 мм хва за глаза.
На Сабе (0-50, 100вт) у меня 15-20 мм передняя стенка, тож хватает.
#5 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 10:25
Дык, огласите частотный диапазон и планируемую мощность (или планируемый ход диффузора).
Для СЧ (250-5000, 50вт)и 3 мм хва за глаза.
На Сабе (0-50, 100вт) у меня 15-20 мм передняя стенка, тож хватает.
Ящики под мидбасы Рокфорд FNQ2405. Это 5". Ход дифа на глазок милиметров 5-7 наверное максимум.
Снизу резаться не будут, от скольки смогут играть, от стольки и сыграют.
Сверху либо не будут вообще резаться, либо будут стыковаться с каким-либо купольником (с каким пока не заню еще).
Форма ящика скажем так очень многогранная. Максимальная площадь самой большой плоской грани около половины листа А4 (за динамиком как раз). Но такая грань одна, остальные заметно меньше.
Питер
#6 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 10:33
//// Ок, фиксед.
Снизу резаться не будут, от скольки смогут играть, от стольки и сыграют.
//// Живодер
Форма ящика скажем так очень многогранная.
//// Гут.
Максимальная площадь самой большой плоской грани около половины листа А4 (за динамиком как раз). Но такая грань одна,
/// Вот ее ~10 мм. Или 7 с небольшими ребрами жесткости.
остальные заметно меньше.
//// Там и 6-7-8 хватит в режиме "толщина прямопропорциональна плошади"
#7 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 10:46
//// Ок, фиксед.
Снизу резаться не будут, от скольки смогут играть, от стольки и сыграют.
//// Живодер
QUOTE]
Хотя честно говоря планировалось обойтись чутка мЕньшими толщИнами. Но лучше уж знать заранее, чем потом переделывать
Еще рас спасибо.
Питер
#8 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 10:49
Снизу резаться не будут, от скольки смогут играть, от стольки и сыграют.
//// Живодер
"
Что плохого в том, что мидбасы в ЗЯ снизу не будут резаться?
Тем более, что вкрячивать мощи немерянно я не собираюсь.
Или не обращать внимание на этот смайл?
Питер
#9 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 11:00
//// Лишние механические нагрузки на подвес, диффузор, колпачок и воротник. Ибо, 20 Гц в этом случае будут гаситься механически за счет упругости воздуха в ЗЯ.
Тем более, что вкрячивать мощи немерянно я не собираюсь.
//// Эт хорошо.
Или не обращать внимание на этот смайл?
//// Обращать. На самом деле ничего особо криминального с мидбасом не произойдет, если были дефекты сборки - они просто вылезут, устранятся и более не будут беспокоить.
#10 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 12:44
- жесткость всей конструкции, характер затухание собственных резонансов в материале и т.д..
- внутренняя геометрия и сюда же запишем заполнение и звукоизоляция стенок.
- внешняя геометрия бокса, в особенности передней панели.
Ну, первое, я думаю понятно как "лечится" - стенки сэндвичи, обилие распорок, виброгасящие материалы и т.д.
Про второй фактор (особенно геометрию) многие частенько забывают, а зря. Если, скажем, оформление представляет из себя прямоугольный ящик...или, что еще хуже куб, то существуют все предпосылки к появлению в ящике стоячих волн...имеющих полуволновую природу, т.е. когда в одном (или нескольких) из линейных размеров бокса укладывается половина длины излучаемой волны. Как бороться? А бороться уходом от элементарных, плоско-перпендикулярных поверхностей в сторону более сложных: скошенные стенки, внутренние перегородки, несимметричное расположение динамика на лицевой панели, а также звукоизоляция и наполнение бокса.
Стоит отдельно отметить, что механизм имеет строго волновой характер, потому для корпусных сабвуферов "разумных габаритов" он не страшен.
Третий фактор также имеет волновую природу. В данном случае имеем два механизма: дифракция и так называемый баффл-степ. Не хотел их расписывать, ввиду того что в автомобильных установках эти факторы куда как меее значимы (сложнее учесть), чем наприер в установке домашней...но раз уж начал, то закончу. Первый объясняется природой огибания волнами различный препедствий, в частности самой АС и появление на углах панелей АС источников вторичных излучений, наиболее характерно для СЧ и особенно ВЧ диапазона.
Второй характерен для области СЧ/НЧ и объясняется тем, что до определенной частоты динамик излучает волну перед собой, в полупространство, понижая частоту, динамик начинает излучать не только вперед...он становиться все более всенаправленным и когда излучаемая им волна становиться больше линейного размера передней стенки АС (того самого баффла), то динамик начинает излучать и за пределы АС. А раз динамик излучает энеогию не только вперед, но и вокруг себя, то становится совершенно очевидно, что доля энергии излучаемой вперед, при таком процессе соответсвенно уменьшаяется. Т.е. на АЧХ это вызывает спад 6дБ, а частота, с которой начианется баффл-степ находится как ~115/W, где W - ширина панели. Тут, пожалуй, стоит отметить, что это теоретическая картина, которая не учитывает некоторые очень важные аспекты, как то - размещение АС, ну или само собой АЧХ самих головок.
#11 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 13:14
Про второй фактор (особенно геометрию) многие частенько забывают, а зря. Если, скажем, оформление представляет из себя прямоугольный ящик...или, что еще хуже куб, то существуют все предпосылки к появлению в ящике стоячих волн...имеющих полуволновую природу, т.е. когда в одном (или нескольких) из линейных размеров бокса укладывается половина длины излучаемой волны. Как бороться? А бороться уходом от элементарных, плоско-перпендикулярных поверхностей в сторону более сложных: скошенные стенки, внутренние перегородки, несимметричное расположение динамика на лицевой панели, а также звукоизоляция и наполнение бокса.
Стоит отдельно отметить, что механизм имеет строго волновой характер, потому для корпусных сабвуферов "разумных габаритов" он не страшен.
Параллельные стенки это всего лишь одна из проблем ящикостроения. Было замечено, и не только мной, что сильно уплощенные ящики имеют склонность к гудению, причем на частотах не согласующихся по длинне волны с минимальной толщиной ящика. Но я хотел затронуть другой аспект сложноформенного ящикостроения.
Любому здравомыслящему человеку очевидно, что ящик обьемом скажем 10литров одним куском так сказать и десятилитровый ящик из двух полостей по 5 литров, соединенных горлышком сечением скажем 1кв.см, будут звучать СОВСЕМ по разному!!!
В моем случае ящик будет отдаленно напоминать вторую схему - три обьема соединяются в один через явно выраженное горло. Горло конечно не микроскопическое, а сечением с кулак и длинной около 8-10см. Через него к обьему с динамиком присоединяется полость обьемом около 1,5-2 литров. Вот мне и интересно, будт ли из-за этого горлышка существенные искажения АЧХ или я зря боюсь?
Питер
#12 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 13:27
#13 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 13:41
Мне сложно представить что у Вас там за конструкция выходит...но судя по тому что написано, можно с некоторыми допущениями представить эти самые переходы между полостями как обычные порты резонатора, т.е. акустические фильтры. Вообщем, я бы посоветовал промоделировать такую конструкцию в LEAP, он такие сложные штуки умеет считать...либо собирать, пробовать, измерять и слушать...
И видимо придется пробовать. Других вариантов походу нема.
Питер
#14 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 14:58
Имхо 1 см уже весьма и весьма достаточно. Если формы сильно криволинейные, то и половины хватит.Ящики будут выклеиваться из стекломата. Говорит ли что-нибудь опыт по поводу того, начиная с какой толщины (или со свольки слоев стекломата 0,5мм) наступает благодать?
С уважением, Антон.
#15 OFFLINE
Отправлено 15 August 2005 - 16:12
У меня СЧ в очень маленьком ящике пытались 20 Гц поиграть (синус конечно), плохо им было, какие-то подозрительные запахи появились, но дифузоры честно колыхались, ничем не сдерживаемые. Первым порядком запахи устранились Мидбас тоже любил в полную полосу катушкой постучать. ИМХО лучше порезать.Что плохого в том, что мидбасы в ЗЯ снизу не будут резаться?
Тем более, что вкрячивать мощи немерянно я не собираюсь.
Или не обращать внимание на этот смайл?
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных