Дополню про Чечню:
После распада СССР Джохар Дудаев объявил об окончательном выходе Чечни из состава Российской Федерации. Сепаратисты начали захваты военных складов[32]. Из республики был начат вывод российских военных подразделений и частей МВД, окончательно завершившийся к июню 1992 года[32].
В июне 1992 года министр обороны РФ Павел Грачёв распорядился передать дудаевцам половину всего имевшегося в республике оружия и боеприпасов. По его словам, это был вынужденный шаг, так как значительная часть «передаваемого» оружия уже была захвачена, а оставшуюся вывезти не было никакой возможности из-за отсутствия солдат и эшелонов[30]. Первый вице-премьер Правительства Олег Лобов на пленарном заседании Государственной Думы так объяснял ситуацию с появлением большого количества оружия у населения Чечни[37]:
«…в 1991 году огромное количество оружия было частично передано, а частично (и в основном) захвачено силовым путём в период выхода войск из Чеченской Республики. Это был период реорганизации. Количество этого оружия исчисляется десятками тысяч единиц, и оно рассредоточено по всей Чеченской Республике…».
По утверждению последнего председателя КГБ автономной республики Игоря Кочубея[44]:
В значительной степени виной разразившегося конфликта была и позиция, занимаемая председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым и Асламбеком Аслахановым, который возглавлял комиссию Верховного Совета по безопасности и правопорядку. У них были личные неприязненные отношения с председателем Верховного Совета республики Доку Завгаевым. Практически никакой помощи ни от руководства КГБ России, ни от Правительства РФ или СССР мы не получали. На тот момент мы и предположить не могли, что в СССР рядом политиков явно предпринимаются антигосударственные действия и никаких мер защиты не планируется. Например, мы с министром внутренних дел Чечено-Ингушетии Умалтом Алсултановым настаивали на введении чрезвычайного положения, но его отменили спустя 2-3 часа после введения. Позже у меня появилась запись телефонного разговора Хасбулатова и Дудаева. Хасбулатов сказал: «Чего вы медлите?! Пора убирать эту власть!» В ответ ему был задан вопрос: «А не введёт ли Россия чрезвычайное положение, если мы предпримем такие шаги?» В завершение разговора Дудаеву сказали: «Действуйте смело, не введут!» Эту техническую запись я передал Завгаеву. Когда же свели все воедино, стало понятно, что на это были затрачены определённые силы. Все было инспирировано и оплачено