Опять вы путаетесь в определениях. И Павел еще больше вносит путаницу. Давайте еще раз:
Экранный динамик - это тот, которому все равно, какого объема будет дверь, 20л или 60, или это даже будет задняя полка, его подвес достаточно жесткий.
Ящичный динамик - это тот, которому недостаточно собственного подвеса (неконтролируемое болтание диффузором, мазня), и в обязательном порядке требуется дополнительная "пружина" в виде сжатого воздуха определенного объема.
Вы, как я понял, "дверным" считаете ящичный динамик для ЗЯ 30л, а я - экранный.
Поэтому вам и нужно организовывать из стенок двери ЗЯ, ужесточать внешнюю стенку, а экранному - наоборот, лучше эту стенку совсем убрать, а если нельзя, то надо сделать ее незаметной для динамика.
Вот вы провели героическую работу по ужесточению внешней стенки, а на большой громкости, могу поспорить, она все равно вибрирует А если машина постоит на солнце, и дверь прогреется, то тем более
Вы потратили кучу усилий, а ЗЯ так и не получили.... жесткости нет, герметичности тоже, звук зависит от температуры воздуха...
Моя идея в том, что либо надо выклеивать объем и делать настоящий ЗЯ, либо брать экранный динамик (есно с экранным динамиком тоже потребуются работы, но акцент нужно будет сделать на среднем листе двери и обшивке). Любые компромиссные варианты посередине между этих двух дадут компромиссные результаты.
Вот, оказывается, кто всё запутал. Гигантским напряжением ума был найдён виновник и это, конечно, Павел.
По мне, так путаница в терминах есть изначально, фри-эир, в некоторых интерпретациях, воспринимается буквально. Т.е. "свободный объем", т.е. практически любой, хоть 20, хоть 60, хоть задняя полка. И это утверждение и вносит путаницу.
Давайте разберёмся, тут нет никакого бинома Ньютона и всё предельно просто.
1. Что такое фриэрное оформление? На мой взгляд, это такое оформление, которое : а. исключает короткое акустическое замыкание б. не оказывает влияния на добротность и резонансную частоту. Исходя из этих 2-х пунктов, фриэиром будет либо бесконечный экран, либо закрытый ящик бесконечного объёма. Понятное дело, что "бесконечные" нас не интересуют, поэтому мелочами будем пренебрегать и считать понятие условным.
По сути, любой динамик установленный в экран или очень большой ящик, т.е. тогда. когда Vas будет значительно (в разы) меньше, чем объём оформления, будет работать в режиме фриэира и не будет иметь никакого значения, жесткий ли он или нет, важно лишь только , чтобы Vas был бы значительно меньше объёма, на который играет дин.
2. Что такое "классический " фриэирный динамик? Тут вступает в дело параметры Т.-С. и математическая модель Баттерворта. Считается , что с точки зрения совокупности качеств работы динамика вблизи его резонансной частоты , оптимальной является именно баттервортовская добротность. Мы мелочами пренебрегаем, поэтому будет считать, что добротность системы (Qtc) должна быть в области 0,7-0, 75. Если речь идёт о мидбасе, то именно тут (так считают, но это не догма, вы вольны считать по-другому) будет лучшее совмещение глубины и артикуляции (рельефа). Если добротность взять ниже, то артикуляция улучшится, но свобода работы динамика в области резонанса уменьшится, нижний мидбас станет суше, выше и структурированнее. Если добротность повысить, то глубина увеличится, мяса будет много, но мясо явно не будет постным, дин будет подгуживать, теряя структуру диапазона.
Далее, речь идёт о работе динамика в некоторой акустической среде, в данном случае это салон авто. Давайте просто упомянём о том, что салон компрессирует низкие частоты, после 80Гц уже значимо и заметно, подъём, при некотором упрощении, соответствует 12 Дб на октаву. Пока это просто упомянем, далее приделаем куда-нибудь.
Вспомним, также, что закрытый ящик представляет собой фильтр ФВЧ второго порядка, срез которого определяется частотой, на которую этот фильтр "настроен" тем, кто выбирал объём этого ящика. А вот именно фри-эир не даёт такого фильтра, в экране динамик работает без ограничения.
После того, как мы всё это оговорили и если возражений нет, тянем фри-эир в машину, пока чисто теоретически. Предположим, что у нас не дверь с внутренней полостью, на которую работает динамик, а просто лист стоит, железный и жёсткий, в котором установлен наш фриишный мидбас. Моделируем ситуацию: динамик должен обладать собственной добротностью (Qts) в районе 0. 75. Резонансная низкой быть не должна, иначе мы получим горб снизуи перегруз, фильтра-то нет, а салон сразу после 80Гц начинает задирать частотку.
Ясно, что признаками фриишника стала баттервортовская добротнсть и относительно высокая резонансая.
Теперь заменим наш экран настоящей дверью. И сразу всё поменялось. Если динамик наш оказался реально жёстким, то всё более-менее, Vas значительно меньше объёма оформления, подпора средой нет, акустический фильтр не работает и динамик живёт своей жизнью не осознавая того, что он уже не в экране.
А если динамик оказался не очень жёстким и его Vas под 10 литров или выше? Уже не экран, не бесконечный объём, а нечто другое. И тут на первое место выступает качество обработки двери и тот фактический объём, который в этой двери после обработки остался. Удалось заделать полностью перекрыть дырки, наклеили шумки в пять слоёв с каждой стороны, вот вам и ящик достаточно ограниченного объёма, дину может быть уже тесно, добротность системы поползла вверх, вместе с резонансом, а у нас и так всё это уже было достаточно высоким. И уже не экран у нас, а классический бум-бокс, с горбом 3-5 Дб перед достаточно высоким спадом. Фигня получилась. не заиграет такое нормально.
Но, как правило, никто таким "перебором" не страдает, укатывать дверь с таким энтузиазмом способны далеко не все, а лишь старательные «гении», таких среди нас очень мало.
Получается у нас обычно нечто среднее между ящиком и экраном, некий вариант ПАСа, но совершенно без прогнозируемого результата на выходе. Производители это знают и учитывают, именно поэтому и производят динамики с несколько пониженной добротностью, в районе 0,6-0, 65. В сочетании с подобранной жёсткостью подвеса это и даёт выход на баттервортовскую добротность в 35 литрах обработанной с нормальным качеством двери. Для желающих поиметь больше баса за те же деньги предлагаются динамики с более высокой добротностью, они и дадут не очень контролируемый, но достаточно низкий и "мясной" результат в "нашей "двери. Тому, кто предпочитает сухой и проработанный диапазон мидбаса нужно смотреть на динамики с добротностью в 0,5-0, 55 и резонансной чутка пониже, такой вариант даст наиболее интересный результат. Прошу заметить, что границы значения Vas мы оговорили выше, это область 8-15 литров, плюс-минус.
Если интересно, можно попробовать и низкодобротный мягкий ( с большим Vas) динамик поставить в дверь, вполне достойно может быть, но динамик будет работать без защиты акустическим подпором, а некий дефицит баса на слух вызовет желание "поддать", головку обязательно нужно защитить подрезкой снизу сабсоником.