Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Пошевелим мозгами? Связь баса с окнами.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 51

#1 OFFLINE   Docent_3D_Home

Docent_3D_Home

    Banned

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • Забанен
  • 739 сообщений
  • Регистрация: 03.06.2007

Отправлено 14 July 2007 - 23:57

Все давно знают, что открытие окон в автомобиле как правило ведет к увеличение отдачи на НЧ (имеется вииду сабвуферный диапазон в первую очередь).
В процессе построения звука в своих автомобилях я тоже всегда это замечал.


Рассматрвиаемый эффект интересен тем, что в зависимости от автомобиля и того как реализовано НЧ звено, сила эффекта может быть разной.

Я уже не помню какую именно конфигурацию имела моя система однажды (толи это был 12" ЗЯ в подлокотник, толи 12" там же во фриере, то ли 12-й фриер в полке ), но помню точно, что открытие окон влияло на отдачу в НЧ диапазоне очень и очень слабо, на гране заметности. Надо сказать что это был большой седан (семерка БМВ)

А вот сейчас, когда в полке другой серемки БМВ установлена пара сабвуфероподобных блинов DLS 7x10, влияние ЗАКРЫВАНИЯ окон просто катастрофичесое. С открытыми окнами все весьма достойно, но стоит их закрыть как уровень самых глубоких басов очень сильно снижается и бас вообще сильно деградирует по форме и по содержанию.

Так как размеры салонов и багажников автомобилей практически одинаковы, то причин такого сильного влияниа окон может быть ИМХО две:
1) Способ установки НЧ динамиков
2) Параметры самих динамиков.

Собственно в связи с описанным возникает первый вопрос. ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО и главное КАК ИМЕННО влияет на силу эффекта открытия окон? Толи эквивалентный объем динамика (-ов) должен быть на много меньше объема салона, толи еще что-то. Не понимаю....... :confused:


На закуску вопрос номер два. Все знают, что в теории автомобильного звука есть забавный постулат о том, что на самых низких частотах закрытый объем салона автомобиля работает усилителем и начиная с частоты определяемой максимальным размером салона (длиной), с понижением частоты идет усиление отдачи. Мало того, там где это описывается, всегда упоминается еще и о том, что из-за конечной жесткости кузова и имеющихся щелей эффект усиления НЧ на практике меньше чем в теории. Так скажите же мне, с какого перепугу на практике полная разгерметизация салона с открыванием всех окон и дверей дает афигенное увеличение отдачи вопреки теоретическим выкладкам?!!!!!!!!!!!! :cool:
Андрей
Питер

#2 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 15 July 2007 - 00:50

Так как размеры салонов и багажников автомобилей практически одинаковы, то причин такого сильного влияниа окон может быть ИМХО две:
1) Способ установки НЧ динамиков
2) Параметры самих динамиков.


Ну ты и задачи ставишь ;) . Да оба этих фактора и влияют. Конечно, от головки зависит, в каком объёме ей больше нравится работать. Ну а динамик в полке образует обычный полосовой резонатор (бандпас), который должен откликаться на стандартные расчёты объёмов обеих камер на простом калькуляторе. Неужели нет программ, которые могут посчитать переходную характеристику с открытыми/закрытыми окнами?


На закуску вопрос номер два. Все знают, что в теории автомобильного звука есть забавный постулат о том, что на самых низких частотах закрытый объем салона автомобиля работает усилителем и начиная с частоты определяемой максимальным размером салона (длиной), с понижением частоты идет усиление отдачи. Мало того, там где это описывается, всегда упоминается еще и о том, что из-за конечной жесткости кузова и имеющихся щелей эффект усиления НЧ на практике меньше чем в теории. Так скажите же мне, с какого перепугу на практике полная разгерметизация салона с открыванием всех окон и дверей дает афигенное увеличение отдачи вопреки теоретическим выкладкам?!!!!!!!!!!!! :cool:


Не, так не пойдёт. Без измеренных значений это разговор ни о чём. Ты же не знаешь насколько и на каких частотах что-то поменялось. Может тебе кажется просто? ;)
С уважением, Mosfet.

#3 OFFLINE   MaxCreator

MaxCreator

    Опытный участник

    • Откуда: г. Подольск, МО
  • житель Блюза
  • 479 сообщений
  • Регистрация: 18.03.2006

Отправлено 15 July 2007 - 09:14

На закуску вопрос номер два. Все знают, что в теории автомобильного звука есть забавный постулат о том, что на самых низких частотах закрытый объем салона автомобиля работает усилителем и начиная с частоты определяемой максимальным размером салона (длиной), с понижением частоты идет усиление отдачи. Мало того, там где это описывается, всегда упоминается еще и о том, что из-за конечной жесткости кузова и имеющихся щелей эффект усиления НЧ на практике меньше чем в теории. Так скажите же мне, с какого перепугу на практике полная разгерметизация салона с открыванием всех окон и дверей дает афигенное увеличение отдачи вопреки теоретическим выкладкам?!!!!!!!!!!!! :cool:



А вот здесь возможно и ответ. Кузов же как усиливать, так и ослаблять может. Многие сталкивались с провалами ачх. (Я например в двух октавиях в районе 60Гц на ок. -4dB провал наблюдал, в одной саб стелс в заднем левом крыле, а вдругой просто ящик в багажнике - а картина одна.) Так вот природа у них в том, что например крыша начинает работать в противофазе с сабом. А открыв окно - ты как раз ослабляешь влияние саба на крышу и соответственно ее влияние на ачх.

#4 OFFLINE   Docent_3D_Home

Docent_3D_Home

    Banned

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • Забанен
  • 739 сообщений
  • Регистрация: 03.06.2007

Отправлено 15 July 2007 - 10:13

Перечитай свой типа ответ. Полезной информации ноль целых ноль десятых. Не понимаю, зачем было время тратить?.... :cool:

p.s. Про "может быть показалось" даже шутить не советую, ибо не до смеха совсем.
Андрей
Питер

#5 OFFLINE   Docent_3D_Home

Docent_3D_Home

    Banned

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • Забанен
  • 739 сообщений
  • Регистрация: 03.06.2007

Отправлено 15 July 2007 - 10:25

А вот здесь возможно и ответ. Кузов же как усиливать, так и ослаблять может. Многие сталкивались с провалами ачх. (Я например в двух октавиях в районе 60Гц на ок. -4dB провал наблюдал, в одной саб стелс в заднем левом крыле, а вдругой просто ящик в багажнике - а картина одна.) Так вот природа у них в том, что например крыша начинает работать в противофазе с сабом. А открыв окно - ты как раз ослабляешь влияние саба на крышу и соответственно ее влияние на ачх.


На полном серьезе, как удалось определить, что в октавиях именно крыша играет в противофазе? Или это просто гипотетическая догадка?


И еще. Не знаю насколько близко к правде следующее мое предположение, но все же выскажу его.
При закрытых окнах на нч сабовое звено в купе с салоном работает в т.н. компрессионном режиме. Низкочастотный электрический сигнал приводит к соразмерным колебанием Давления воздуха в салоне авто. Распространения звуковой волны в пространстве не происходит. Подчеркну еще раз, ИЗМЕНЯЕТСЯ только давление в салоне, почти одновременно во всем его объеме. Человек сидит как бы в камере с изменяющимся давлением воздуха.
В случае же открытия окон человек сидин на пути акустической волны, которую ничто не останавливает, она проходит мимо и сквозь человека. Так может быть проблема не с тем уровнем баса, который измеряется колебаниями давления, а с тем, что в обоих из описанных случаев человеческий организм просто по разному воспринимает глубину баса? Какие будут мысли?
Андрей
Питер

#6 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 15 July 2007 - 10:25

Перечитай свой типа ответ. Полезной информации ноль целых ноль десятых. Не понимаю, зачем было время тратить?.... :cool:

p.s. Про "может быть показалось" даже шутить не советую, ибо не до смеха совсем.


Я не понял, это ты мне, что ль? А что так грозно и сурово? Я просто решил поддержать твою инициативу, которая почему-то не вызвала дикого энтузиазма у народа :) . Вот ещё один человек высказался, чем же ты недоволен? :eek:
С уважением, Mosfet.

#7 OFFLINE   Docent_3D_Home

Docent_3D_Home

    Banned

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • Забанен
  • 739 сообщений
  • Регистрация: 03.06.2007

Отправлено 15 July 2007 - 10:32

Я не понял, это ты мне, что ль? А что так грозно и сурово? Я просто решил поддержать твою инициативу, которая почему-то не вызвала дикого энтузиазма у народа :) . Вот ещё один человек высказался, чем же ты недоволен? :eek:


Я бываю резким, но не часто. Сейчас я не резкий, уж поверь мне :D

А если по делу, то спасибо за поддержку, но все же из твоего ответа я как ни старался, но не смог вытащить ни капельки полезной инфы. Если у тебя все таки есть дельные соображения, то всеж обнародуй!
Андрей
Питер

#8 OFFLINE   PEK

PEK

    Опытный участник

    • Откуда: г.Балашиха Моск.обл.
  • житель Блюза
  • 992 сообщений
  • Регистрация: 15.07.2006

Отправлено 15 July 2007 - 10:35

На полном серьезе, как удалось определить, что в октавиях именно крыша играет в противофазе? Или это просто гипотетическая догадка?


И еще. Не знаю насколько близко к правде следующее мое предположение, но все же выскажу его.
При закрытых окнах на нч сабовое звено в купе с салоном работает в т.н. компрессионном режиме. Низкочастотный электрический сигнал приводит к соразмерным колебанием Давления воздуха в салоне авто. Распространения звуковой волны в пространстве не происходит. Подчеркну еще раз, ИЗМЕНЯЕТСЯ только давление в салоне, почти одновременно во всем его объеме. Человек сидит как бы в камере с изменяющимся давлением воздуха.
В случае же открытия окон человек сидин на пути акустической волны, которую ничто не останавливает, она проходит мимо и сквозь человека. Так может быть проблема не с тем уровнем баса, который измеряется колебаниями давления, а с тем, что в обоих из описанных случаев человеческий организм просто по разному воспринимает глубину баса? Какие будут мысли?


из личного опыта...
мы с Мик обнаружили что в салоне моего ТАЗа при разговоре возникало эхо- после шумовиброизоляции крыши оно исчезло.. :)



не думаю что это человеческий организм...
думаю что при открытых окнах или дверях пропадает или частично пропадает влияние волн от колебаний салонных и кузовных деталей на интерференцию...плюс к этому ослабляюцца переотражения...
а ведь кроме провалов могут возникать еще и горбыли на частотах близких к резонансу салона-
-и такое усиление оттачи (при открытии проемов, скажем так)может просто быть результатом несогласованности по уровню (при закрытом объеме) в определенной полосе частот из-за этих горбылей и провалов...

#9 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 15 July 2007 - 10:58

Я бываю резким, но не часто. Сейчас я не резкий, уж поверь мне :D


Гы :) , понял, записываю.


А если по делу, то спасибо за поддержку, но все же из твоего ответа я как ни старался, но не смог вытащить ни капельки полезной инфы. Если у тебя все таки есть дельные соображения, то всеж обнародуй!


Ну я ж не компьютер и не всезнайка. Стараюсь не болтать о том, чего не знаю наверняка. Мне показалось, что эта тема (бас в машине) давно и хорошо изучена (правда, не мной пока). На счёт бандпасса я не шутил. Салон и багажник седана при установке басовика в задне полке образуют тривиальный полосовой резонатор, параметры которого жёстко связаны с тиль-смоллами динамика и объёмами передней (салон) и задней (багажник) камер. Открывая двери или крышку багажника мы вносим изменения в настройку этого бандпасса. Это должно легко моделироваться программами. Во всяком случае, можно хотя бы примерно прикинуть куда что уезжает при различных комбинациях, тогда будет полегче прогнозировать поведение сабов.
С уважением, Mosfet.

#10 OFFLINE   киловатт

киловатт

    Опытный участник

    • Откуда: Череповец
  • житель Блюза
  • 642 сообщений
  • Регистрация: 15.04.2006

Отправлено 15 July 2007 - 12:27

Это дело бандпассом можно объяснить только если дин стоит во фри-эир, но такая-же фигня происходит с любыми видами ящиков.
Не далее, как вчера наблюдали этот еффект на Волге.
Активный сабвуфер Мистери, да еще и 8 дюймов, да еще и в таком большом седане. Сразу было понятно, что ничего хорошего не выйдет - саба вобще в салоне не было слышно.
Можно было сказать клиенту, чтоб покупал что-нибудь серьезное и расстаться.
Но мы еще целый час открывали и закрывали багажник и офигивали от эффекта: багажник открыт - бас есть (вполне достаточный для такого аппарата), багажник закрыт баса нет СОВСЕМ!
Действительно хоть дыру в нем делай.
Кроилово приводит к попадалову

#11 OFFLINE   Mosfet

Mosfet

    Постоянный участник

    • Откуда: Подмосковье, Северозапад
  • житель Блюза
  • 90 сообщений
  • Регистрация: 11.07.2007

Отправлено 15 July 2007 - 12:37

Это дело бандпассом можно объяснить только если дин стоит во фри-эир, но такая-же фигня происходит с любыми видами ящиков.
Не далее, как вчера наблюдали этот еффект на Волге.
Активный сабвуфер Мистери, да еще и 8 дюймов, да еще и в таком большом седане. Сразу было понятно, что ничего хорошего не выйдет - саба вобще в салоне не было слышно.
Можно было сказать клиенту, чтоб покупал что-нибудь серьезное и расстаться.
Но мы еще целый час открывали и закрывали багажник и офигивали от эффекта: багажник открыт - бас есть (вполне достаточный для такого аппарата), багажник закрыт баса нет СОВСЕМ!
Действительно хоть дыру в нем делай.


Это не совсем так. То, что ты описал, также является бандпассом, просто передней камерой служит салон+багажник, а задней - ящик. Блин, ну полно ведь программ, даже со специальными функции аппроксимации передаточной функции салона машины. Неужели никто не измеряет параметры динамиков и не считает оформление? Все просто так что ли, от вольного бас в машине строят? Только сразу не стреляй, я пока с автобасом не сталкивался вплотную ;) .
С уважением, Mosfet.

#12 OFFLINE   superJohn

superJohn

    Опытный участник

    • Откуда: Екат
  • житель Блюза
  • 1796 сообщений
  • Регистрация: 13.07.2005

Отправлено 15 July 2007 - 19:34

Это дело бандпассом можно объяснить только если дин стоит во фри-эир, но такая-же фигня происходит с любыми видами ящиков.


C rfrjuj gthtgeue - vj;yj gjk.,jgsncndjdfnm&^)

#13 OFFLINE   bUKA

bUKA

    Опытный участник

    • Откуда: Санкт-Петербург
  • житель Блюза
  • 3836 сообщений
  • Регистрация: 12.07.2005

Отправлено 15 July 2007 - 19:38

C rfrjuj gthtgeue - vj;yj gjk.,jgsncndjdfnm&^)


Ghj ,fc njkmrj nfr b vj;yj ujdjhbnm :D
Андрей СПБ.

#14 OFFLINE   Magician

Magician

    Опытный участник

    • Откуда: Рига, Латвия
  • житель Блюза
  • 165 сообщений
  • Регистрация: 13.09.2005

Отправлено 15 July 2007 - 20:01

Могу померять ачх, но по моим субъективным ощущениям примерно так (БМВ 5-ка, Е39).

В басовой части диапазона на ачх влияют разные вещи:
1) излучатель, соответственно какой он есть и как он установлен, размещен.
2) салон, и компрессией, и продольным резонансом, и возможно еще разными непредсказуемыми явлениями.

При этом с закрытыми окнами все неплохо, но бас более мутный, более размазанный, чем с открытыми. Открывая окна, бас становится чище, субъективно кажется что ослабляется резонанс на 50-60гц, в связи с чем уменьшается задержка сигнала на этих частотах. Любой резонанс он как увеличивает уровень сигнала, так и увеличивает задержку, так как отраженный сигнал возвращается уже позже первого, и.т.д. А эффекта увеличения баса при открывании окон у себя не наблюдаю. Только уменьшение паразитных резонансов, и соответственно, изменение АЧХ.

#15 OFFLINE   Gloom

Gloom

    Опытный участник

    • Откуда: Татарстан, Нижнекамск
  • житель Блюза
  • 364 сообщений
  • Регистрация: 12.10.2005

Отправлено 15 July 2007 - 20:24

Люди, что то странно, вы все наблюдаете подъем баса, а у меня при открытых окнах она(отдача) вообще падает. Причем довольно существенно.
Это что?
Зарождение конфликта SPL и SQ было описано в книжке Носова "Незнайка".
Незнайка:"Главное, чтобы было ГРОМКО"
Скрипка:"Главное, чтобы было красиво"

#16 OFFLINE   Luci Ferrum

Luci Ferrum

    Опытный участник

    • Откуда: Вологда
  • житель Блюза
  • 6476 сообщений
  • Регистрация: 29.07.2005

Отправлено 15 July 2007 - 21:06

Все давно знают, что открытие окон в автомобиле как правило ведет к увеличение отдачи на НЧ (имеется вииду сабвуферный диапазон в первую очередь).
В процессе построения звука в своих автомобилях я тоже всегда это замечал.
....
Собственно в связи с описанным возникает первый вопрос. ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО и главное КАК ИМЕННО влияет на силу эффекта открытия окон? Толи эквивалентный объем динамика (-ов) должен быть на много меньше объема салона, толи еще что-то. Не понимаю....... :confused:


Один и тот же дин, но в разном оформлении. Если объем ЗЯ больше, чем надо, баса становится больше при открытых форточках. В разных машинах тоже по разному: в Оке был сильный эффект, в тойоте камри не замечаю такового явления (может потому, что форточки не открываю?:о) В действительности малозаметно.

На закуску вопрос номер два. Все знают, что в теории автомобильного звука есть забавный постулат о том, что на самых низких частотах закрытый объем салона автомобиля работает усилителем и начиная с частоты определяемой максимальным размером салона (длиной), с понижением частоты идет усиление отдачи. Мало того, там где это описывается, всегда упоминается еще и о том, что из-за конечной жесткости кузова и имеющихся щелей эффект усиления НЧ на практике меньше чем в теории. Так скажите же мне, с какого перепугу на практике полная разгерметизация салона с открыванием всех окон и дверей дает афигенное увеличение отдачи вопреки теоретическим выкладкам?!!!!!!!!!!!! :cool:


По суббасовой области давление и звук - разные понятия. Неструктурный бас с бОльшим давлением не воспринимается как мызыка, и наоборот.

#17 OFFLINE   MaxCreator

MaxCreator

    Опытный участник

    • Откуда: г. Подольск, МО
  • житель Блюза
  • 479 сообщений
  • Регистрация: 18.03.2006

Отправлено 16 July 2007 - 08:48

[quote name='Docent_3D_Home']На полном серьезе, как удалось определить, что в октавиях именно крыша играет в противофазе? Или это просто гипотетическая догадка?
QUOTE]

Ну Феликс так мне объяснил этот провал ачх. А страдал я из-за него очень долго, саб никак не хотел "переезжать" из багажника в салон.

#18 OFFLINE   MaxCreator

MaxCreator

    Опытный участник

    • Откуда: г. Подольск, МО
  • житель Блюза
  • 479 сообщений
  • Регистрация: 18.03.2006

Отправлено 16 July 2007 - 09:05

По суббасовой области давление и звук - разные понятия. Неструктурный бас с бОльшим давлением не воспринимается как мызыка, и наоборот.


Салон закрыт, динамики создают довольно сильные перепады давления - легкая контузия - ухо перестает воспринимать бас как бас, а как просто перепады давления.

Салон открыт, динамики уже не так влияют на давление в салоне - ухо более правильно и главное с большей чувствительностью воспринимает бас.

P.S. Обычно если по дороге возникает желание зажечь и стряхнуть пыль с дифузоров - открываю люк (если конечно погода позволяет). Не скажу, что баса становится больше, а вот его структура (восприятие) явно улучшается. (машина гольф4)

#19 OFFLINE   VETTER

VETTER

    Опытный участник

    • Откуда: Moscow
  • житель Блюза
  • 2354 сообщений
  • Регистрация: 13.07.2005

Отправлено 16 July 2007 - 10:36

Мои мнения.
1. В закрытом салоне на НЧ нет волны. В открытом она есть.
2. Фриэйр лучше отрабатывает низ диапазона, поэтому с ним и эффект заметнее. ЗЯ даже хороший - ближе к мидбасу. (Насколько ближе - другой вопрос.)
3. Давление передаточная функция салона прибавляет, только человеческий слух это давление не идентифицирует, как ЗВУК. В природе любой бас (тот-же раскат грома) это всё-таки волна.
Сделать сложно - это просто. А вот сделать просто - это очень сложно!!! © Георгий Семенович Шпагин.

#20 OFFLINE   slavanik

slavanik

    Опытный участник

    • Откуда: Украина Киев
  • житель Блюза
  • 395 сообщений
  • Регистрация: 26.05.2006

Отправлено 16 July 2007 - 11:37

Недавно сам хотел задать такой вопрос опередили, у меня наблюдается следующий эффект саб в полке закрытый объем ваз 2107, перегородки между салоном и багажником небыло, решил сделать из 8мм фанеры сделал поставил и все баса как и небыло, давление и четкость полностью пропали, убрал бас появился, интересный эффект тоже не пойму как прегородка влияет на бас, одно только предположение что объем багажника прибавляется к салону и получаем объем в котором играет саб, между седеньем и полкой есть неплотность и внизу седенья есть небольшая щель по всей длине. При открытых окнах давление и четкость тоже увеличиваются.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных