Застигнутые врасплох переменами рубежа XX–XXI веков, многие чиновники (при отсутствии государственной идеологии в постсоветской России), православное духовенство РПЦ МП и даже часть мусульманских деятелей стали публично утверждать, будто «Россия уникальна тем, что никогда не знала войн, вызванных религиозным противостоянием». Эта риторика востребована на межконфессиональных встречах и на государственных торжествах (особенно в тех регионах, которые были присоединены к Российской империи в результате войн, например, при праздновании тысячелетия Казани, в республиках Кавказа).
Однако достаточно заглянуть даже в школьные учебники истории, чтобы убедиться в обратном. Перечислим основные этапы конфликтов, где применялись вооруженные силы, были жертвы и депортации, устанавливалось государственное давление.
Первая межрелигиозная война – это борьба византийско-киевского Православия против Родноверия (его еще называют шаманством, или язычеством, или волхвованием). Она началась сразу же в 988 году после решения киевского князя Владимира принять в качестве официальной религии Христианство в его «греческой форме»: княжеская дружина противопоставила себя традиционному городскому вече, разгромила святилище славянских богов, стала насильственно принуждать киевлян, а затем жителей других городов принимать крещение. Высшее духовенство и первые монахи, священники были, как правило, этническими греками. В разных княжествах вспыхивали «восстания волхвов», народ оказывал массовое сопротивление, о чем свидетельствуют официальные государственно-православные летописи. А в целом современные историки оценивают «христианизацию Руси» как процесс, растянувшийся (при государственном насилии сверху, и прежде всего в городах) с X по XVI век. Языческое наследие оказалось до конца непреодоленным и породило феномен «двоеверия», который отмечали все этнографы даже в XIX веке. Отголосок первой межрелигиозной войны – полное неприятие РПЦ МП возрождающегося в условиях демократизации 1990-х годов «славянского язычества» и соответственно нежелание вести с его сторонниками МД.
Второй войной можно назвать гонения на «ереси жидовствующих и стригольников» в Новгороде и Пскове XV–XVI веков, вслед за чем последовало официальное закрепление инквизиторской доктрины в учении признанного святым Иосифа Волоцкого о «Церкви воинствующей». Все документы гонимого религиозного движения уничтожены, но даже официальные источники утверждают, что его сторонники были и среди ученого монашества, и простонародья, и в окружении великого князя московского.
Третья межрелигиозная война, точнее даже, серия войн, была духовным сопровождением и идейным обоснованием имперско-колониальных захватов. Это борьба московского, а затем и петербургского самодержавия и Православия против Ислама и всех неправославных верований на территориях, которые с XVI по XX век завоевывала московская Русь – Российская империя в своем продвижении на Восток и Юг: от Казанского ханства и Крыма до Кавказа, Сибири и Аляски.
Начало было положено походами Ивана Грозного против Казани и Астрахани. Ярким свидетельством религиозного пафоса этих завоеваний служат летописные формулировки «войны против поганых язычников», огромная царская икона «Церковь воинствующая» XVI века, выставленная в Третьяковской галерее, и памятник победы над Казанью – храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. После разгрома Казани в 1552 году татарам-мусульманам было запрещено переступать границу города, а селиться можно было лишь в глуши, вдали от проезжих дорог, по которым шла торговля. Элита, как правящая, так и религиозная, была частью физически уничтожена, частью бежала опять-таки в Сибирь и далее за границу. По указу Михаила Федоровича обращение человека в Ислам каралось смертной казнью. Первая каменная мечеть в Казани (Марджани-Юнусовская) была возведена лишь при Екатерине Второй, то есть спустя 300 лет. Еще ранее завоеванный в 1221 году владимирским князем Георгием Всеволодовичем город в устье Оки и Волги носил Исламское название «Град Ибрахимов» и был назван им «Нижний Новгород». Колониальные захваты шли параллельно с русификацией и внедрением Православия взамен местных религий.
Кавказские войны также унесли множество жизней и неоднократно велись под лозунгами «газавата-джихада», священной религиозной борьбы за родную землю, имущество и духовные традиции своих народов. Трагические рецидивы первых Кавказских войн повторяются и в Новейшее время, при этом нередко окрашиваясь с обеих враждующих сторон религиозными символами. Две последние чеченские войны и непрекращающиеся по сей день партизанские действия в разных регионах Кавказа тому яркий и горький пример.
Завоевание Средней Азии также сопровождалось попытками русификации и православизации, но не столь резко, как в Поволжье и на Кавказе. Однако были конфискованы и доставлены в Петербург одна из величайших мусульманских реликвий – самый ранний в мире экземпляр «Корана Османа» и до сих пор не возвращенные сокровища и книги из Самарканда, Хивы, Бухары.
Древние религии Сибири, Дальнего Востока и Аляски как «богомерзкие и языческие» подвергались искоренению, без каких бы то ни было компромиссов. Некоторые народы практически исчезли с лица земли.
Каковы отголоски тех войн в наше время? С шаманством-язычеством никто не желает вести МД, а диалог Православия и Ислама ограничен лишь структурами РПЦ МП и тремя официальными «муфтиятами» СМР (Совет муфтиев России), ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман, Уфа) и КЦМСК (Координационный центр мусульман Северного Кавказа) – он имеет спорадический и протокольно-декларативный характер. Опыт богословских собеседований имеется лишь между Московским патриархатом и шиитскими аятоллами Ирана.
Четвертая межрелигиозная война не имела имперско-колониального характера, как указанная выше война на Востоке, и велась между этнически русскими на своей территории, причем между православными христианами, часть которых позднее стала именоваться «староверами, раскольниками», а другая – «никонианами». Она велась с середины XVII вплоть до XX века, а именно – до указа Николая Второго «Об утверждении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года (перемены и послабления шли волнами со времен Екатерины Второй). Трагедия унесла миллионы жизней. Русские православные, приближенные к царю Алексею Михайловичу, вошедшему в историю как Тишайший, загнали своих собратьев, русских же православных cтарой веры, в леса за Волгой, затем на Урал, в Сибирь и далее, даже за границу, кого в Турцию, кого в Румынию, кого на Дальний Восток. Появился феномен «самосожжения». А духовный вождь протопоп Аввакум с тремя соратниками были заживо сожжены в срубе в Пустозерске 14 апреля 1682 года. В течение года шла осада Соловецкого монастыря силами царских войск. Александр Солженицын справедливо назвал раскол XVII столетия первой гражданской войной, губительные последствия которой кровоточат до сих пор.
Между РПЦ МП (наследницей «никонианства») и различными течениями старообрядчества до сих пор нет МД. Единственными исключениями стали: 1) попытка в XIX веке создать некую «унию» в виде Единоверческой церкви (которая держалась силами репрессивного государственного характера до революции 1917 года, после чего практически сошла на нет, а в демократической России возобновилась лишь в двух-трех приходах), 2) снятие клятв (проклятий) со старообрядцев на Поместном соборе РПЦ МП в 1971 году (правда, это был лишь первый и половинчатый шаг, не разрешивший всех конфликтов) и 3) в начале XXI века появилось желание начать хотя бы протокольное общение между РПЦ МП и РПСЦ (поповцами «Белокриницкой иерархии»). Но полноценного МД даже между этими наиболее исторически и доктринально близкими друг другу ветвями Православия нет до сих пор.
Пятая война между религиями сопровождала имперское расширение России на запад и север: Польша и Западная Украина, Молдова как провинция Румынии, страны Прибалтики и Финляндия были присоединены к империи, где официально главенствующей верой было Православие. Однако при определенных притеснениях Католичества и разных форм Протестантизма, массовых ссылках духовенства, участвовавшего в сопротивлении, закрытии монастырей и духовных учебных заведений антиправославные гонения и русификация на западном направлении велись несравненно мягче, чем на востоке.