Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

АЧХ салона, вопросы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 53

#21 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 15:36

Посыпаю голову пеплом... сейчас переделаю картинку. :((((

#22 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 16:10

Короче :) В картинке есть очевидная ошибка. Давайте поиграем в игру на сообразительность. ;) Жду до 17 часов по мск. ;)

#23 OFFLINE   Sergey12S

Sergey12S

    Опытный участник

    • Откуда: Днепропетровск
  • житель Блюза
  • 267 сообщений
  • Регистрация: 25.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 16:48

Короче :) В картинке есть очевидная ошибка. Давайте поиграем в игру на сообразительность. ;) Жду до 17 часов по мск. ;)

Синие линии проведены не как +12 и +9, а как +11 и +8 соответственно.
ЗЫ - а интересно мнение о природе горба на 46 Гц и такой же ямы на октаву выше.

#24 OFFLINE   Vasy1

Vasy1

    Опытный участник

    • Откуда: Odessa.
  • житель Блюза
  • 382 сообщений
  • Регистрация: 09.11.2005

Отправлено 09 November 2005 - 16:50

Короче :) В картинке есть очевидная ошибка. Давайте поиграем в игру на сообразительность. ;) Жду до 17 часов по мск. ;)

Добрый день.
На второй картинке нижняя линия, обозначенная как +9dB/oct по своему наклону более
похожа на +6dB/oct. Разница значений ~9.5dB при 31.5 гц и 3dB при 63 гц составляет
скорее 6 dB.
Вопрос ачх салона и синтепона, меня живо интересует. Я так-же не принял на веру
данные +12dB/oct как в известной статье в журнале автозвук. В этой же статье
были данные, снятые с реальных авто, я взял усредненный график двух авто- 2104,
т.к. у меня вагон и сиерра, т.к. отделка салона у Ваза пожестче. После смоделировал
ачх салона в проге LSPCad, она дала очень похожий график, коим я и пользуюсь.
На этом графике подъем лежит в пределах 6-9 dB, и максимальное его значение
при 20Hz составляет у меня ~14 dB (нет под рукой).
Что касается синтепона, то думаю, что никакие термодинамические эффекты не
вносят значительного вклада. Причина в присоединенной массе (вместе с воздухом
колеблются волокна). Значит правильно говорить не об увеличении обьема ящика,
а об утяжелении диффузора, что понижает резонансную частоту, и чувствительность
динамика, что не есть хорошо.
Все ИМХО, пинки принимаются.

#25 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 17:03

Пардон, все проще.

Точки теории получаются как:

(скорость звука)/(частоту)= (длина волны)

Амплитуда давления как:

(длина волны)/(длину салона,max)
1 - исходная амплитуда (0)
2 - +3dB
3 - +6dB
<...>

Я все правильно сделал, почти, про октавы просто забыл. ;)
Кстати, забыл учесть и точку начала подъема. Вот теперь график похож на правду.

Синтепон-погрешности графика - позже. ;)

P.S.Как же точно должен выглядеть график +12дБ/окт пусть объяснят авторы. Я построил по аналогии - выглядит, очевидно, кривее кривого... +12дБ, кстати, даже "в октавы" не укладывается, с какой точки его не начинай строить...


Изображение

#26 OFFLINE   Sergey12S

Sergey12S

    Опытный участник

    • Откуда: Днепропетровск
  • житель Блюза
  • 267 сообщений
  • Регистрация: 25.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 17:16

Я разницы с предыдущим не замечаю :(
Может - не тот загрузился?

#27 OFFLINE   Vasy1

Vasy1

    Опытный участник

    • Откуда: Odessa.
  • житель Блюза
  • 382 сообщений
  • Регистрация: 09.11.2005

Отправлено 09 November 2005 - 17:34

Короче :) В картинке есть очевидная ошибка. Давайте поиграем в игру на сообразительность. ;) Жду до 17 часов по мск. ;)

Очевидная ошибка в картинке - линейная ось Х (частота), для логарифмической
оси можно проводить прямую линию с наклоном столько-то db/oct, для линейной
оси - синяя линия не должна быть прямой.

#28 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 17:55

Vasy1 - ага. ;) Именно!

#29 OFFLINE   Sergey12S

Sergey12S

    Опытный участник

    • Откуда: Днепропетровск
  • житель Блюза
  • 267 сообщений
  • Регистрация: 25.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 18:01

Vasy1 - ага. ;) Именно!

Сергей - а по поводу "горбик-ямка" скажешь мнение?

#30 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 09 November 2005 - 18:14

Проверьте, у всех загрузилась новая картинка? Про горбик-яма отвечу завтра. Если кратко, то я же говорил - надо строить 3D карту давлений в системе: X,Y,Z. У меня нету времени на столь подробные исследования. Я и вышеозначенным графиком занимаюсь исключительно на добровольных началах.

#31 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 10 November 2005 - 15:46

Изображение

Надеюсь, больше вопросов по теме не останется.
Попробую получить реакцию от некоторых зарубежных болтунов. ;)

#32 OFFLINE   Ламер со стажем

Ламер со стажем

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 211 сообщений
  • Регистрация: 12.07.2005

Отправлено 10 November 2005 - 22:00

Вот еще пример. Головка с объемным смещением диффузора на частоте 100 Гц, равным 0,1 дм3 (скажем, диффузор площадью 3,3 дм2 и с ходом 0,3 мм), развивает звуковое давление около 5 н/м2, на наши деньги – 108 дБ. Здесь речь пока идет о волне, наблюдаемой с расстояния 1 м. А в автомобиле с объемом салона 2 м3 такая головка, помимо возбуждения волны, будет еще и сжимать-разжимать весь воздух в салоне в пропорции 0,1 дм3/2 м3 = 5 x 10-5 атм. = 5 н/м2. Те же децибелы, только в профиль! Причем, независимо от расстояния. Теперь снизим частоту втрое. Если до резонанса головки еще далеко, то АЧХ сохранится плоской и давление волны не изменится и составит те же 108 дБ. Но (как мы покажем позже, а читатель наверняка наблюдал это неоднократно) со снижением частоты ход диффузора заметно возрастает. Не просто заметно, а со скоростью квадрата частоты, то есть в нашем случае – в 9 раз. Теперь объемное смещение составит 0,9 дм3 и вызовет давление сжатия-расширения не 5 н/м2, а 45 н/м2, то есть 126 дБ! Громкость звука радикально возрастет!

http://www.avtozvuk....0201/p88-93.htm
С уважением, Михаил Бугаря.

#33 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 10 November 2005 - 22:39

Решил стереть я эту фигню.

Все проще: загрузите в любую программу любой динамик в ЗЯ. Там видно, каков в реалии ход диффузора и как он растет от частоты. Подвес нелинеен и небесконечен. И любая прога учитывает это гораздо лучше, чем К.Никитин в двух примитивных формулах формулах а-ля ПРОПОРЦИЯ для третьего класса средней школы.

Более того - ход, конечно же, зависит от геометрии оформления - соб-сно говоря объема воздуха в ящике и его упругости... Помните как "гудит" и бубнит саб в ящике слишком большого размера (с подачи некоторых журналистов, кстати, бубнение и гудение длительное время ассоциировалось сугубо с высокой добротностью!).

Вот пример для имеющегося у меня Итона 12" в 28 литрах, при добротности примерно 0.83.

Изображение

#34 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 11 November 2005 - 11:10

Прошу далее коментировать приведенную Михаилом цитату исходя из моего последнего сообщения.

#35 OFFLINE   Ламер со стажем

Ламер со стажем

    Опытный участник

    • Откуда: Москва
  • житель Блюза
  • 211 сообщений
  • Регистрация: 12.07.2005

Отправлено 11 November 2005 - 12:37

Сергей, эдак если в ф-лу вводить поправки на нелинейности головки и описывать устройство оформления, то можно и сути самого явления не разглядеть, а "более другого" описания природы компрессионного чем у К. Никитина я пока не встречал, везеде только лишь упоминание про эмпирический рост 12дБ/окт и все...Будем искать.
Кстати обрати внимание, К Никитин указал - если до резонанса головки еще далеко, т.е он рассматривает просто модель, а ты приводишь реальный график смещения для работы головки на резонансе и после него.
С уважением, Михаил Бугаря.

#36 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 11 November 2005 - 13:01

1.Смысл, в таком случае, давать подобное описание работы САБВУФЕРА(!) в поршневом режиме, если "до резонанса еще далеко"? Это какой-то специальный сабвуфер? ;) Интересно, как работает эта "модель" для ФИ, например, или БП. ;)

2.Еще более непонятно, при чем тут прикидка исходя из линейного хода: у нас что, получается, АЧХ салона будет зависеть от фактического/теоретического линейного хода динамика?

#37 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 11 November 2005 - 18:00

Насколько я вижу, приведенная тобой цитата относится к сабвуферу без контекста салона. Однако и в этом случае, она бесполезна:

1.В случае ЗЯ определенного объема и определенной (достаточной) добротности АЧХ затухает после частоты резонанса с 12dB/oct - увеличения хода не происходит - смотрите мою картинку.
С дальнейшим ростом добротности, линейный ход будет ПЛЮЩИТЬ еще больше.

2.В бОльшем объеме, динейный ход действительно растет (совсем не по квадрату, кстати, но быстро) - именно потому, что он ПРИБЛИЖАЕТСЯ к резонансу больше, чем в 1 случае. Но передаточная функция затухает еще быстрее - увеличения отдачи в заданном диапазоне не будет - система передемпфирована, надеюсь это не надо объяснять?

Поясните мне хотя бы единственный случай, когда подобные рассчеты имеют смысл. Спасибо.

#38 OFFLINE   Sergey12S

Sergey12S

    Опытный участник

    • Откуда: Днепропетровск
  • житель Блюза
  • 267 сообщений
  • Регистрация: 25.07.2005

Отправлено 15 November 2005 - 17:16

1.Формула для компрессионного режима - какая? "+9" или "+12"? Если второе - покажите ее. Если кто-то еще в сети говорил про +9дБ - покажите где.

Сергей - я тут покрутил мозгами, вот мысли на выходе. Если чего-то не так - ткнешь, ок?
1. При ОДИНАКОВОЙ подведенной мощности смещение диффузора с понижением частоты растет пропорционально квадрату изменения частоты. Это как бы аксиома из уравнения гармонических колебаний ;). Но, имхо, не все так гладко на самом деле из-за неидеальности динамика как колебательной системы. И воздуха, как среды.
2. Соответственно - пропорционально квадрату частоты изменяется и величина давления в салоне. Тогда при уменьшении частоты на октаву давление увеличится в 4 раза, т.е. - +12 Дб/октава. ИМХО - именно отсюда эта цифра и взята. Но это теория, в жизни есть "место подвигу". А как этот подвиг перекрутит теорию - вряд ли кто-то ответит.
3. И еще вопрос - почему ты считаешь в точке перегиба уже +3 Дб? Исходя из измерений или по каким-то другим соображениям?
Есть идея, что компрессионная зона начинается с момента, когда в салон перестает укладываться вся волна, и потом еще октаву вниз оба механизма возникновения звука живут паралельно - и волновой и компрессионный. После 340/2L волнового нет, а +3 Дб уже есть.

#39 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 15 November 2005 - 17:33

1. Ты поднимал глаза на предыдущие сообщения, начиная с #33?
2. Тот же вопрос.
3. Надо думать и мерить. Сейчас не готов этим подробно заниматься. Ищу спонсора. :D

#40 OFFLINE   wildbox

wildbox

    Опытный участник

    • Откуда: Подмосковье
  • житель Блюза
  • 2611 сообщений
  • Регистрация: 14.07.2005

Отправлено 16 November 2005 - 11:25

Кратко и в последний раз:

1.АЧХ салона - функция относительной величины, а именно разности звуковых давлений динамика в свободном поле и того же динамика в салоне, в определенной точке измерения. Именно поэтому, называть ее в чистом виде "АЧХ салона" не совсем корректно - это ОДНА ИЗ бесконечно многих АЧХ салона.

2.Что может являться "нулем" - пересечением с осью X данной функции? От чего именно прикажете отсчитывать рост функции? Если всю функцию "понизить" на X дБ - в той точке будет пропорционально меньше.

3."Подгонять" теорию под теорию - делать "нулем" начало компрессионной зоны прикинутой по формуле 340/2L
для многих неубедительно. Именно по причине описанной в пункте 2.

4.Задача в этом случае сводится к поиску другого теоретического "нуля" функции, совпади они хотя бы с достаточной достоверностью, шансы подтвердить п.3 возрастают очень сильно.

5.Такой пункт есть - поперечный резонанс салона, достаточно разнесенный с вертикальным по частоте. В моем случае, он хорошо виден как почти идеальный горбик высотой примерно 3дБ на частоте 130 Гц - все строго по теории. Приняв его за +3дБ нормализуем и его график:

Изображение

Увидим, что полученный график всего на -1дБ отличается от графика, нормализованного по п.3. Я бы не стал даже списывать такую незначительную разницу на погрешность измерений и т.д. Все проще - графики получены на накопленном розовом шуме, а более точно построить АЧХ салона можно только на свипе (скользящем тоне). Когда я проводил измерения, я такой цели не ставил...

Явления на отрезке 65-130 действительно могут быть смешаной природы - компрессионно-волновой, где может присутствовать и дифракция и интерференция примерно в равной степени.

Наблюдаю и полное отсутствие т.н. потерь на "утечки салона" - я да-а-авно говорил, что их там быть не должно в принципе.

Очень кучно легли графики обоих каналов, начиная, фактически, от той самой компрессионной зоны.

Я, возможно, проведу еще 2 эксперимента, принципиально разных, но позже. Сейчас пока обдумываю детали.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных