АЧХ салона, вопросы
#21 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 15:36
#22 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 16:10
#23 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 16:48
Синие линии проведены не как +12 и +9, а как +11 и +8 соответственно.Короче В картинке есть очевидная ошибка. Давайте поиграем в игру на сообразительность. Жду до 17 часов по мск.
ЗЫ - а интересно мнение о природе горба на 46 Гц и такой же ямы на октаву выше.
#24 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 16:50
Добрый день.Короче В картинке есть очевидная ошибка. Давайте поиграем в игру на сообразительность. Жду до 17 часов по мск.
На второй картинке нижняя линия, обозначенная как +9dB/oct по своему наклону более
похожа на +6dB/oct. Разница значений ~9.5dB при 31.5 гц и 3dB при 63 гц составляет
скорее 6 dB.
Вопрос ачх салона и синтепона, меня живо интересует. Я так-же не принял на веру
данные +12dB/oct как в известной статье в журнале автозвук. В этой же статье
были данные, снятые с реальных авто, я взял усредненный график двух авто- 2104,
т.к. у меня вагон и сиерра, т.к. отделка салона у Ваза пожестче. После смоделировал
ачх салона в проге LSPCad, она дала очень похожий график, коим я и пользуюсь.
На этом графике подъем лежит в пределах 6-9 dB, и максимальное его значение
при 20Hz составляет у меня ~14 dB (нет под рукой).
Что касается синтепона, то думаю, что никакие термодинамические эффекты не
вносят значительного вклада. Причина в присоединенной массе (вместе с воздухом
колеблются волокна). Значит правильно говорить не об увеличении обьема ящика,
а об утяжелении диффузора, что понижает резонансную частоту, и чувствительность
динамика, что не есть хорошо.
Все ИМХО, пинки принимаются.
#25 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 17:03
Точки теории получаются как:
(скорость звука)/(частоту)= (длина волны)
Амплитуда давления как:
(длина волны)/(длину салона,max)
1 - исходная амплитуда (0)
2 - +3dB
3 - +6dB
<...>
Я все правильно сделал, почти, про октавы просто забыл.
Кстати, забыл учесть и точку начала подъема. Вот теперь график похож на правду.
Синтепон-погрешности графика - позже.
P.S.Как же точно должен выглядеть график +12дБ/окт пусть объяснят авторы. Я построил по аналогии - выглядит, очевидно, кривее кривого... +12дБ, кстати, даже "в октавы" не укладывается, с какой точки его не начинай строить...
#26 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 17:16
Может - не тот загрузился?
#27 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 17:34
Очевидная ошибка в картинке - линейная ось Х (частота), для логарифмическойКороче В картинке есть очевидная ошибка. Давайте поиграем в игру на сообразительность. Жду до 17 часов по мск.
оси можно проводить прямую линию с наклоном столько-то db/oct, для линейной
оси - синяя линия не должна быть прямой.
#28 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 17:55
#29 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 18:01
Сергей - а по поводу "горбик-ямка" скажешь мнение?Vasy1 - ага. Именно!
#30 OFFLINE
Отправлено 09 November 2005 - 18:14
#31 OFFLINE
Отправлено 10 November 2005 - 15:46
Надеюсь, больше вопросов по теме не останется.
Попробую получить реакцию от некоторых зарубежных болтунов.
#32 OFFLINE
Отправлено 10 November 2005 - 22:00
http://www.avtozvuk....0201/p88-93.htm
#33 OFFLINE
Отправлено 10 November 2005 - 22:39
Все проще: загрузите в любую программу любой динамик в ЗЯ. Там видно, каков в реалии ход диффузора и как он растет от частоты. Подвес нелинеен и небесконечен. И любая прога учитывает это гораздо лучше, чем К.Никитин в двух примитивных формулах формулах а-ля ПРОПОРЦИЯ для третьего класса средней школы.
Более того - ход, конечно же, зависит от геометрии оформления - соб-сно говоря объема воздуха в ящике и его упругости... Помните как "гудит" и бубнит саб в ящике слишком большого размера (с подачи некоторых журналистов, кстати, бубнение и гудение длительное время ассоциировалось сугубо с высокой добротностью!).
Вот пример для имеющегося у меня Итона 12" в 28 литрах, при добротности примерно 0.83.
#34 OFFLINE
Отправлено 11 November 2005 - 11:10
#35 OFFLINE
Отправлено 11 November 2005 - 12:37
Кстати обрати внимание, К Никитин указал - если до резонанса головки еще далеко, т.е он рассматривает просто модель, а ты приводишь реальный график смещения для работы головки на резонансе и после него.
#36 OFFLINE
Отправлено 11 November 2005 - 13:01
2.Еще более непонятно, при чем тут прикидка исходя из линейного хода: у нас что, получается, АЧХ салона будет зависеть от фактического/теоретического линейного хода динамика?
#37 OFFLINE
Отправлено 11 November 2005 - 18:00
1.В случае ЗЯ определенного объема и определенной (достаточной) добротности АЧХ затухает после частоты резонанса с 12dB/oct - увеличения хода не происходит - смотрите мою картинку.
С дальнейшим ростом добротности, линейный ход будет ПЛЮЩИТЬ еще больше.
2.В бОльшем объеме, динейный ход действительно растет (совсем не по квадрату, кстати, но быстро) - именно потому, что он ПРИБЛИЖАЕТСЯ к резонансу больше, чем в 1 случае. Но передаточная функция затухает еще быстрее - увеличения отдачи в заданном диапазоне не будет - система передемпфирована, надеюсь это не надо объяснять?
Поясните мне хотя бы единственный случай, когда подобные рассчеты имеют смысл. Спасибо.
#38 OFFLINE
Отправлено 15 November 2005 - 17:16
Сергей - я тут покрутил мозгами, вот мысли на выходе. Если чего-то не так - ткнешь, ок?1.Формула для компрессионного режима - какая? "+9" или "+12"? Если второе - покажите ее. Если кто-то еще в сети говорил про +9дБ - покажите где.
1. При ОДИНАКОВОЙ подведенной мощности смещение диффузора с понижением частоты растет пропорционально квадрату изменения частоты. Это как бы аксиома из уравнения гармонических колебаний . Но, имхо, не все так гладко на самом деле из-за неидеальности динамика как колебательной системы. И воздуха, как среды.
2. Соответственно - пропорционально квадрату частоты изменяется и величина давления в салоне. Тогда при уменьшении частоты на октаву давление увеличится в 4 раза, т.е. - +12 Дб/октава. ИМХО - именно отсюда эта цифра и взята. Но это теория, в жизни есть "место подвигу". А как этот подвиг перекрутит теорию - вряд ли кто-то ответит.
3. И еще вопрос - почему ты считаешь в точке перегиба уже +3 Дб? Исходя из измерений или по каким-то другим соображениям?
Есть идея, что компрессионная зона начинается с момента, когда в салон перестает укладываться вся волна, и потом еще октаву вниз оба механизма возникновения звука живут паралельно - и волновой и компрессионный. После 340/2L волнового нет, а +3 Дб уже есть.
#39 OFFLINE
Отправлено 15 November 2005 - 17:33
2. Тот же вопрос.
3. Надо думать и мерить. Сейчас не готов этим подробно заниматься. Ищу спонсора.
#40 OFFLINE
Отправлено 16 November 2005 - 11:25
1.АЧХ салона - функция относительной величины, а именно разности звуковых давлений динамика в свободном поле и того же динамика в салоне, в определенной точке измерения. Именно поэтому, называть ее в чистом виде "АЧХ салона" не совсем корректно - это ОДНА ИЗ бесконечно многих АЧХ салона.
2.Что может являться "нулем" - пересечением с осью X данной функции? От чего именно прикажете отсчитывать рост функции? Если всю функцию "понизить" на X дБ - в той точке будет пропорционально меньше.
3."Подгонять" теорию под теорию - делать "нулем" начало компрессионной зоны прикинутой по формуле 340/2L
для многих неубедительно. Именно по причине описанной в пункте 2.
4.Задача в этом случае сводится к поиску другого теоретического "нуля" функции, совпади они хотя бы с достаточной достоверностью, шансы подтвердить п.3 возрастают очень сильно.
5.Такой пункт есть - поперечный резонанс салона, достаточно разнесенный с вертикальным по частоте. В моем случае, он хорошо виден как почти идеальный горбик высотой примерно 3дБ на частоте 130 Гц - все строго по теории. Приняв его за +3дБ нормализуем и его график:
Увидим, что полученный график всего на -1дБ отличается от графика, нормализованного по п.3. Я бы не стал даже списывать такую незначительную разницу на погрешность измерений и т.д. Все проще - графики получены на накопленном розовом шуме, а более точно построить АЧХ салона можно только на свипе (скользящем тоне). Когда я проводил измерения, я такой цели не ставил...
Явления на отрезке 65-130 действительно могут быть смешаной природы - компрессионно-волновой, где может присутствовать и дифракция и интерференция примерно в равной степени.
Наблюдаю и полное отсутствие т.н. потерь на "утечки салона" - я да-а-авно говорил, что их там быть не должно в принципе.
Очень кучно легли графики обоих каналов, начиная, фактически, от той самой компрессионной зоны.
Я, возможно, проведу еще 2 эксперимента, принципиально разных, но позже. Сейчас пока обдумываю детали.
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных